Неточные совпадения
Вообще все эти дни он был на той счастливой высоте
духовного зрения, с которой отчетливо замечались им все намеки и подсказы действительности; услыша заглушаемые ездой экипажей звуки, он вошел в центр важнейших впечатлений и мыслей, вызванных, сообразно его
характеру, этой музыкой, уже чувствуя, почему и как выйдет хорошо то, что придумал.
— Наши отцы слишком усердно занимались решением вопросов материального
характера, совершенно игнорируя загадки
духовной жизни. Политика — область самоуверенности, притупляющей наиболее глубокие чувства людей. Политик — это ограниченный человек, он считает тревоги духа чем-то вроде накожной болезни. Все эти народники, марксисты — люди ремесла, а жизнь требует художников, творцов…
И очень важно понять этот символический
характер, это понимание ведет к
духовному углублению.
Через внутреннюю работу личности и нации, через выработку качеств
характера утверждается
духовная социальность.
Прямолинейная демократическая метафизика как будто бы не требует перевоспитания личного и национального, выработки
характера, дисциплины воли личной и общественной, внутренней
духовной работы.
Я уже много раз писал о социологическом
характере логической общеобязательности и соответствии этой общеобязательности и убедительности ступеням
духовной общности.
Гениальная физиология розановских писаний поражает своей безыдейностью, беспринципностью, равнодушием к добру и злу, неверностью, полным отсутствием нравственного
характера и
духовного упора.
Его нужно свести к вопросу о
духовном возрождении, об изменении самой ткани людей и обществ, к закалу народного
характера.
На поверхности национальной жизни всегда будут существовать
духовные центры, но не должно это носить
характера духовной бюрократизации жизни.
Собственно мистический
характер зодчество теряет с веками Восстановления. Христианская вера борется с философским сомнением, готическая стрелка — с греческим фронтоном,
духовная святыня — с светской красотой. Поэтому-то храм св. Петра и имеет такое высокое значение, в его колоссальных размерах христианство рвется в жизнь, церковь становится языческая, и Бонаротти рисует на стене Сикстинской капеллы Иисуса Христа широкоплечим атлетом, Геркулесом в цвете лет и силы.
А. Белый характерен для разных течений начала века, потому что он не мог оставаться в чистой литературе и в эстетическом сознании, его символизм носил мистический и оккультический
характер, он отражал все
духовные настроения и искания эпохи.
Но
характер, который она приняла, и ее моральные последствия меня оттолкнули и вызвали во мне
духовную реакцию.
Я потом начал сознавать, что ответственность за духоборческий, враждебный
духовной культуре
характер русской революции лежит на деятелях русского ренессанса начала XX века.
Мне пришло в голову устроить собеседования более интимного
характера на темы не столько богословские и церковные, сколько на темы мистические, связанные с
духовной жизнью.
Религиозная тема. Религиозный
характер русской философии. Разница между богословием и религиозной философией. Критика западного рационализма. Философские идеи Киреевского и Хомякова. Идея соборности. Владимир Соловьев. Эротика. Интуиция всеединства. Бытие и сущее. Идея богочеловечества. Учение о Софии. «Смысл любви». Религиозная философия Достоевского и Л. Толстого. Русская религиозная мысль в
духовных академиях. Архиепископ Иннокентий. Несмелов. Тареев.
Спиритуалистическая философия Голубинского, Кудрявцева и др., вышедшая из
духовных академий, носила другой
характер.
В этой-то горести застала Парашку благодетельная особа. Видит баба, дело плохо, хоть ИЗ села вон беги: совсем проходу нет. Однако не потеряла, головы, и не то чтобы кинулась на шею благодетелю, а выдержала
характер. Смекнул старик, что тут силой не возьмешь — и впрямь перетащил мужа в губернский; город, из
духовного звания выключил и поместил в какое-то присутственное место бумагу изводить.
Сколько ни досадно было Крапчику выслушать такой ответ дочери, но он скрыл это и вообще за последнее время стал заметно пасовать перед Катрин, и не столько по любви и снисходительности к своему отпрыску, сколько потому, что отпрыск этот начал обнаруживать
характер вряд ли не посердитей и не поупрямей папенькина, и при этом еще Крапчик не мог не принимать в расчет, что значительная часть состояния, на которое он, живя дурно с женою, не успел у нее выцарапать
духовной, принадлежала Катрин, а не ему.
Обрадовался Арефа живому человеку и разболтался, а вершник все слушал и посмеивался. Рассказал Арефа о своих монастырских порядках, о лютом
характере игумена Моисея, о дубинщине и
духовных штатах и своем сидении в Усторожье.
Еще отчетливее имманентный
характер оккультного знания выражен в следующих словах Штейнера: «Тайновед исследует
духовные законы в том же точно роде, как физик или химик исследует законы материальные.
Многое нравилось, но многое было несимпатичным — именно то всеобщее стремление к богатству во что бы то ни стало, которое, казалось, придавало всей жизни слишком низменный
характер и оставляло слишком мало времени для
духовных потребностей.
С другой стороны, матушка, презирая ничтожный польский
характер, отразившийся между прочим в поступках старого Пенькновского, всегда считала обязанностью относиться к полякам с бесконечною снисходительностию, «как к жалкому народу, потерявшему национальную самостоятельность», что, по ее мнению, влекло за собою и потерю лучших
духовных доблестей; но чуть только Альтанский, питавший те же самые чувства, но скрывавший их, дал волю своему великодушию и с состраданием пожал руку молодому Пенькновскому, который кичился позором своего отца, — матери это стало противно, и она не могла скрывать своего презрения к молодому Кошуту.
Наименьшей общеобязательностью отличаются истины религиозного
характера, так как предполагают максимальную
духовную общность.
Индивидуальность имеет скорее витальный, чем
духовный,
характер и не означает ещё победу духа и свободы.
Наоборот, познание в науках исторических и социальных и в науках о духе и о ценностях, т. е. в философии, носит менее общеобязательный
характер именно потому, что предполагает большую
духовную общность людей.
Характер есть победа
духовного начала в человеке, но победа в конкретно-индивидуальной форме, связанной с душевно-телесным составом человека.
Но этот социальный
характер религии искажает дух, подчиняет бесконечное конечному, абсолютизирует относительное, отводит от истоков откровения, от живого
духовного опыта.
Нарастание количества и власть большего числа меняет
характер культуры, перерождает самую
духовную жизнь.
Духовная жизнь имеет целостный
характер, в ней синтезируются раздельные элементы душевной жизни.
Сама церковь тут может быть понята двояко — с одной стороны, она есть
духовная соборность, с которой я соединяюсь в свободе и с которой предстою перед Богом, с другой стороны, она есть социально организованная историческая группировка, способная внешне насиловать мою совесть и лишать мои нравственные акты
характера чистоты, свободы и первородности, т. е. быть «общественным мнением».
В коммунизм вошли знакомые черты: жажда социальной справедливости и равенства, признание классов трудящихся высшим человеческим типом, отвращение к капитализму и буржуазии, стремление к целостному миросозерцанию и целостному отношению к жизни, сектантская нетерпимость, подозрительное и враждебное отношение к культурной элите, исключительная посюсторонность, отрицание духа и
духовных ценностей, придание материализму почти теологического
характера.
Если одна часть русских марксистов более всего дорожила целостным, тоталитарным
характером своего революционного миросозерцания, охраняла свою ортодоксию и отличалась крайней нетерпимостью, если марксизм и социализм были для них религией, то в другой части произошла дифференциация разных культурных областей, была нарушена революционная целостность и произошло освобождение подавленной жизни духа и
духовного творчества.
Роковой ошибкой является придавать этой
духовной борьбе
характер борьбы социальной, защищающей старое капиталистическое, буржуазное общество или старый режим.
Материал для наблюдения, как распространялся и действовал «Сеничкин яд» в тридцатых годах нашего столетия, мы находим в записках магистра 2-го курса московской
духовной академии и профессора вифанской семинарии, а впоследствии синодального секретаря Филиппа Филипповича Исмайлова, драгоценнейшею чертою
характера которого надо считать его правдивость, часто совсем не щадящую его собственного самолюбия.
Хотя к мистике, как и вообще к глубине
духовной жизни, неприменимы категории ортодоксии и ереси, которые носят интеллектуальный и социальный
характер, но мистика постоянно подозревалась и обвинялась в ересях.
Это противоположение совсем не есть философское противопоставление
духовного и материального, оно носит чисто религиозный
характер.
Мир имеет идеальные основы, которые носят универсальный
характер, это и есть
духовная основа мира (таков, например, идеал-реализм Н. Лосского и С. Франка, такова софиология).
И эта символизация действует обратно на
духовную жизнь, сообщает ей символический
характер.
Эта меняет весь
характер духовной жизни.
И если литературное поколение начала XX века, отражавшее
духовные искания и течения, не представляется стоящим на должной
духовной высоте, если иногда в нем поражает недостаток нравственного
характера, то именно потому, что все стало слишком серьезным, слишком реальным в онтологическом смысле слова.
Выработка нравственного
характера, выработка
духовной мужественности — наша главная жизненная задача.
Старый спиритуализм понимал статически
духовную субстанцию и этим обнаруживал свой нетворческий
характер.
Индивидуализм, атомизация общества, безудержная похоть жизни, неограниченный рост народонаселения и неограниченный рост потребностей, упадок веры, ослабление
духовной жизни — все это привело к созданию индустриально-капиталистической системы, которая изменила весь
характер человеческой жизни, весь стиль ее, оторвав жизнь человеческую от ритма природы.
Почти мимовольно вырвавшиеся выше строки, которые я тем не менее желаю здесь оставить, потому что считаю их сказанными нечаянно, но кстати, не должны, однако же, быть истолкованы в таком претензионном смысле, как будто я хочу или могу пополнить чем-нибудь замеченный мною печальный пробел в нашей
духовной журналистике, — доселе еще бедной живым элементом и терпящей вполне достойное и заслуженное ею безучастие общества за свой сухой, чисто отвлеченный тон и неинтересный
характер.
Их некрологи, как недавно справедливо замечено по поводу кончины бывшего архиепископа тобольского Варлаама, составляют или сухой и жалкий перифраз их формулярных послужных списков, или — что еще хуже — дают жалкий набор общих фраз, в которых, пожалуй, можно заметить много усердия панегиристов, но зато и совершенное отсутствие в них наблюдательности и понимания того, что в жизни человека, сотканной из ежедневных мелочей, может репрезентовать его ум,
характер, взгляд и образ мыслей, — словом, что может показать человека с его интереснейшей внутренней,
духовной стороны, в простых житейских проявлениях.
Если же что-нибудь подобное попадет на суд
духовный, то, несмотря на уголовный
характер, едва ли не кончится монастырем.
Материализм «социалистического» мира, отвращающийся от всех высших
духовных реальностей и
духовных ценностей, есть материализм, заимствованный из мира «буржуазного», но усиленный и принявший
характер всеобъемлющий.
С митрополитом ехали оба его секретаря — Навроцкий и Ласский, которые знали и историю, и епархиальные дела в совершенстве; архимандрит Сергиевской пустыни (впоследствии архиерей) Игнатий Брянчанинов, который знал и светское, и
духовное не хуже, чем Муравьев, но притом обладал еще ласкою и уветливостью прекрасного
характера; архимандрит Аввакум-китайский, археолог, нумизмат и такой книговед, что ему довольно было поглядеть библиотеку, чтобы понять, что в ней есть и как ее показать лицом; протодиакон Виктор — тихий, смирный, голосистый и головастый, с замечательною манерою особенно хорошо носить волосы и вести служение в величайшей тишине и стройности.
Русская революционная интеллигенция, которая пожинает плоды своей деятельности в направлении и
характере русской революции, которая и сама оказалась выброшенной за борт темными народными массами, слишком долго жила ложной верой, верой в идолов, а не в Бога живого, и душа была искажена этой ложью и этим идолопоклонством, была развращена и потеряла связь с
духовными истинами жизни.